Выбор моторного масла – дело ответственное. Чтобы двигатель работал долго, масло нужно подбирать с учетом его состава, рекомендаций автопроизводителя, реального пробега машины и климатических условий эксплуатации авто. В данной статье мы подробно расскажем про популярный стандарт синтетического моторного масла SAE 5W-30, рассмотрим его присадки и компоненты, разберемся в характеристиках и применимости.
Содержание:
Моторное масло – это не только смазка, защищающая пары трения от чрезмерного износа, или банальный расходник. Фактически это полноценный и очень важный компонент двигателя. Он участвует в терморегуляции ДВС и турбины, обеспечивает экологичность выхлопа, влияет на расчетную мощность агрегата, а в ряде случаев именно масло гарантирует штатное воспламенение топливовоздушной смеси, предотвращая детонацию. Кроме того, масло снижает ударные нагрузки, влияет на работу гидрокомпенсаторов и натяжителя цепи ГРМ, моет двигатель, обеспечивает антикоррозионные, антиокислительные и иные функции.
Современное моторное масло является высокотехнологичным продуктом, в состав которого входят базовая основа и пакет многофункциональных присадок. Интересно, что в качественном продукте может содержаться до 20 % присадок от общего объема состава. Именно присадки стабилизируют и улучшают характеристики базового масла. Только качественные, грамотно сформированные составы обеспечивают максимальную защиту двигателя, его штатную эффективную работу, а также продлевают ресурс моторного масла.
Модификаторы индекса вязкости и депрессанты – важные присадки для любого моторного масла. Они обеспечивают сохранность параметров вязкости масла в широком диапазоне температур: в жару масло создает устойчивую защитную пленку на парах трения, а в холода не густеет, сохраняя свои смазывающие свойства. Если вязкость масла выйдет за штатные пределы, компоненты двигателя будут быстро изнашиваться.
Пакет присадок хорошего моторного масла просто обязан содержать качественные модификаторы трения. За их счет повышаются фрикционные свойства состава и снижаются потери энергии на трение. Они же препятствуют образованию задиров на поверхностях трущихся деталей, снижают износ и шум при работе двигателя, препятствуют точечному выкрашиванию металлов.
В помощь модификаторам трения ответственные производители добавляют противоизносные присадки, образующие дополнительную защиту пар трения за счет увеличения липкости и смазываемости состава. Благодаря им создается более стабильный и прочный защитный слой. К этому типу присадок относятся противозадирные присадки, антипиттинговые, металлоплакирующие и другие.
Антикоррозионные присадки и ингибиторы коррозии дополнительно повышают защиту компонентов двигателя. Наличие продуктов коррозии металлов в моторном масле значительно повышает износ ДВС. Эти же присадки обеспечивают защиту мотора от негативного воздействия со стороны водяного конденсата.
Антиокислительные присадки помогают продлить жизненный цикл масла, сохраняя его характеристики. Под воздействием агрессивных кислот, высоких температур и кислорода углеродистые соединения базового масла окисляются, отчего падают моющие, защитные и смазывающие характеристики. Антиокислительные присадки препятствуют этим негативным процессам. По мере роста пробега антиокислительные присадки расходуются, что ведет к необходимости замены моторного масла. Также в задачу этих добавок входит нейтрализация агрессивных кислот, образовывающихся при сгорании некачественного или сернистого топлива.
Их наличие важно для сохранности мотора. В состав моющих присадок входят детергенты, отвечающие за чистоту деталей двигателя от отложений, и дисперсанты, которые борются с образованием шлама и налета смолистых отложений. К детергентам относятся важные компоненты моющих присадок – эмульгаторы. Они защищают двигатель от воды, превращая ее в эмульсию.
Антипенные присадки или пенные ингибиторы исключают образование в масле мельчайших пузырьков воздуха, возникающих при постоянном перемешивании и прокачке состава. Если появляются воздушные пузырьки, они разрывают масляную пленку, нарушая смазывание и защиту пар трения. Кроме того, наличие воздуха в составе ухудшает параметры работы гидравлических систем, снижает эффективность охлаждения ДВС и турбины.
Базовая задача моторного масла – защищать пары трения от износа, создавая на их поверхностях тонкую и устойчивую масляную пленку. Чем выше вязкость масла, тем толще образуется защитная пленка при достижении рабочий температуры ДВС и тем сложнее ее убрать с постоянно движущейся детали. Соответственно, чем вязкость ниже, тем тоньше защитный слой и тем легче он слетает с движущейся детали. Однако покупать масло с самой высокой вязкостью не стоит. Зазоры в парах трения у разных двигателей разные, спроектированные под конкретную вязкость масла.
Двигатели ранней конструкции обладают внушительными по современным меркам зазорами между кольцами поршней и стенками цилиндров, глубокими канавками коренных вкладышей и широкими масляными каналами. Для таких моторов подойдет только масло с высокой вязкостью, жидкое просто не сможет эффективно смазывать пары трения и не защитит элементы от ударных нагрузок.
Современные моторы спроектированы под составы с минимальной вязкостью, их тепловые зазоры минимальны, а масляные каналы очень узкие. Благодаря чему происходит незначительная потеря энергии на прокачивание масла по системе, снижение уровня токсичности и отменная топливная экономичность. Если залить густое масло в такой двигатель, в лучшем случае он просто не заведется. В худшем – выйдет из строя уже через пару минут работы.
Поэтому самодеятельность при выборе моторного масла недопустима. Всегда нужно строго соблюдать требования производителя ДВС по допускам.
Чаще всего маркировка 5W-30 говорит о том, что это синтетическое масло, обладающее более стабильными характеристиками и пролонгированным жизненным циклом. Как правило, в таких маслах используются технологичная базовая основа и продвинутый пакет присадок. Основные преимущества синтетического моторного масла:
Характеристики вязкости моторных масел описывает классификация SAE (Society of Automotive Engineers), введенная Ассоциацией Автомобильных Инженеров США еще в 1911 году. В соответствии с ней моторные масла разделяют на летние, зимние и всесезонные.
Маркировка сезонности
Масло, предназначенное для летней эксплуатации, маркируют только одной цифрой, например – SAE 30. Параметры зимнего моторного масла также описывает только одна цифра, но уже с литерой «W», которая обозначает зиму (winter), к примеру – SAE 5W. За счет своей универсальности наибольшее распространение получили именно всесезонные моторные масла, которые имеют оба обозначения.
Пример маркировки
Чтобы разобраться в параметрах, зашифрованных в данной классификации, предлагаем в качестве примера рассмотреть высокотехнологичное моторное масло TAKAYAMA SAE 5W-30 API SN/СF С3, если параметры вязкости описаны как SAE 5W-30:
Летом состав с вязкостью 5W-30 по SAE можно смело использовать при постоянной температуре до +35 °С. Масло TAKAYAMA SAE 5W-30 API SN/СF С3 будет штатно работать даже при +40…45 °С.
Любое моторное масло, нагретое до температуры в 100–110 °С, должно демонстрировать кинематическую вязкость в диапазоне от 9 до 18 мм2/с, что оптимально для смазывания большинства пар трения. По требованиям SAE масла стандарта 5W-30 должны обеспечивать кинематическую вязкость при +100 °С в пределах 9,3–12,5 мм2/с. У составов 10W-40 требования иные: 12,5–16,3 мм2/с. Для современных моторов разница ощутимая, поэтому нельзя заливать в мотор масло, вязкость которого отличается от рекомендованной.
Кинематическая вязкость масла характеризуется временем, которое понадобится определенному количеству состава, чтобы просочиться через отверстие небольшого размера. Фактически эта величина показывает способность масла проникать по тонким масляным каналам к парам трения и смазывать их. Кинематическая вязкость состава TAKAYAMA SAE 5W-30 API SN/СF С3 – 12,04 мм2/с, что является прекрасным показателем.
Синтетическое моторное масло TAKAYAMA SAE 5W-30 API SN/СF С3 обладает параметрами вязкости 5W-30 по SAE. Далее прописаны допуски по классификациям API и ACEA, более детально характеризующие применяемость масла к конкретному двигателю. Масло TAKAYAMA SAE 5W-30 API SN/СF С3 соответствует допускам SN/СF по API и С3 по ACEA.
Масло TAKAYAMA соответствует допускам Mercedes-Benz, Volkswagen, BMW и General Motors. Применимо в отечественных авто, японских и китайских машинах, таких как CHANGAN, CHERY, GAC, LIFAN, HAVAL, JAC, GEELY, BYD, FAW, GREAT WALL.
Производство
Полностью синтетическое моторное масло TAKAYAMA SAE 5W-30 API SN/СF С3 выделяется не только своей универсальностью. Оно демонстрирует улучшенные характеристики. Температура застывания составляет внушительные -46 °С. Масло демонстрирует великолепные температурные показатели и способно справиться даже с самыми тяжелыми условиями эксплуатации. Но за счет чего моторное масло TAKAYAMA SAE 5W-30 API SN/СF С3 показывает столь высокие характеристики? При его производстве применяются только высококачественные базовые синтетические масла и инновационный пакет присадок, разработанные корпорацией Japan Chemical Innovations, которая владеет брендом TAKAYAMA.
Технологии
Масла Takayama создаются на основе технологии ADAPTEC, позволяющей сохранить ресурс и повысить его топливную экономичность. Суть технологии ADAPTEC в использовании модификаторов трения на основе сложных органических эфиров/имидов, дитиокарбамата молибдена (MoDTC, органического молибдена). Формула ADAPTEC подстраивается под различные режимы работы мотора и обеспечивает максимальную защиту его компонентов в любых условиях. Кроме того, в формуле состава значительно улучшены свойства металлидных противоизносных и антиокислительных присадок для максимально долгой и эффективной защиты двигателя.
Присадки
Улучшенный пакет модификаторов вязкости и депрессантов гарантирует быстрый и легкий запуск двигателя при низких температурах. Оптимальный состав пакета противоизносных и моющих присадок, совместно с использованием умной технологии ADAPTEC, обеспечивают превосходную защиту двигателя от износа, увеличенный межсервисный интервал и предотвращают образование отложений. Кроме того, масло защищает системы снижения токсичности выхлопов, помогая держать в чистоте дизельные сажевые фильтры.
Подобрать и приобрести моторные масла TAKAYAMA на любой автомобиль можно в фирменном интернет-магазине бренда.
Поделиться: