Как работает конкретное моторное масло в двигателе конкретного автомобиля можно узнать, только протестировав его в реальных условиях эксплуатации. Именно натурные, а не лабораторные (стендовые) испытания дают объективную оценку смазочному материалу. Иные способы определения свойств и качеств моторного масла непременно вызывают споры в интерпретации полученных результатов.
Компания такси «Voyage» (г. Наро-Фоминск) провела на принадлежащем ей автомобиле Kia Cerato независимые ресурсные испытания моторного масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4, которое отработало 9 692 километра и 387 моточасов. Какие получены результаты?
Независимый сервис + независимое такси + независимая лаборатория = объективный результат.
Именно по такой формуле и были построены испытания моторного масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4, которые проводились зимой 2023 года. Скажем больше, для максимальной объективности указанный выше смазочный материал был приобретен не в фирменном магазине, а в известном гипермаркете, который находился недалеко от автосервиса, где выполнялось техническое обслуживание машины. Следовательно, гипотетически масло мог приобрести любой автолюбитель, и оно могло попасть в мотор любого автомобиля.
Прежде чем залить испытываемое масло в двигатель, механики сервисного центра сняли клапанную крышку для оценки количества и типа загрязнений, которые скопились под ней. Для наглядности приводим фото состояния мотора. Как видим, за более чем 300 000 километров, в течение которых мотор обслуживался с периодичностью раз в 10 тыс. км, на деталях головки блока цилиндров образовались отложения. Назвать их количество незначительным – нельзя. Следовательно, они откажут негативное воздействие на свежее масло, которое будет их постепенно растворять, смывать и удерживать во взвешенном состоянии.
Особо отметим, что несмотря на обнаруженное загрязнение ДВС, его промывку перед заливкой свежего масла не выполняли. На это были две веские причины:
Первая – было важно максимально приблизить условия работы испытываемого масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4 к реальным. В обычных условиях эксплуатации при переходе с одного типа масла на другое или с продукта одного бренда на другой промывка мотора, как правило, не производится.
Вторая – загрязнения в моторе создали дополнительную нагрузку на свежий смазочный материал. Это важно с точки зрения оценки скорости изменения свойств масла (его ключевых показателей) вследствие попадания в него смытых отложений и смешения с несливаемым остатком.
Как испытать масло, чтобы получить результаты максимально приближенные к реальным? Для этого нужно проводить тестирование смазочного материала не в лаборатории, а на автомобиле, который перемещается по дорогам общего пользования. А еще лучше, если машина будет эксплуатироваться интенсивно. Под это требование подходят машины-такси, которые ежедневно выходят на линию в мороз, жару, дожди и т.д., возят пассажиров на разные расстояния, стоят в пробках, ездят по трассе – и все это 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.
Испытание моторного масла в «режиме такси» интересно также с точки зрения возможности относительно быстро (за короткий период времени) набрать заданный пробег по интервалу технического обслуживания (как вариант, наработку в моточасах).
Чем еще интересно испытание масла в моторе автомобиля-такси? Фирма «Voyage» работает в сегменте пассажирских перевозок. Следовательно, к продаже масел не имеет никакого отношения. А раз так, то и продвигать какой-либо бренд смазочного материала перевозчик не заинтересован. А это придает испытанию еще большую объективность.
Парк легковых автомобилей стареет. Это неоспоримый факт. Пробеги очень многих легковых автомобилей исчисляются не десятками, а сотнями тысяч километров. Следовательно, для объективных испытаний моторного масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4 необходим был автомобиль с большой наработкой. Пробег Kia Cerato на начало ресурсных испытаний моторного масла составил 310 199 км. Это более половины его ресурса.
Корейцы до недавнего времени были хитами продаж на рынке новых автомобилей, а сейчас уверенно держат лидерство на «вторичке». Следовательно, результаты испытаний будут интересны большому числу автовладельцев, которые ищут достойную замену оригинальным маслам, а также продукции именитых западных брендов, покинувших российский рынок смазочных материалов. Kia Cerato пользуется спросом как у частных покупателей, так и среди таксопарков.
Марка / модель - Kia Cerato
Год выпуска – 2014
Пробег на начало ресурсных испытаний моторного масла - 310 199 км.
Двигатель: рабочий объем / мощность – 1,6 л / 130 л.с
Вязкость и уровень эксплуатационных свойств (класс качества) масла были заданы сервисным центром, обслуживающим парк автомобилей такси «Voyage», которому принадлежала участвующая в ресурсных испытаниях масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4 машина Kia Cerato.
Для рассматриваемых нами автомобилей производитель допускает использование масел от (SAE) 0W-20 до (SAE) 5W-40. Выбор в пользу вязкости (SAE) 5W-40 обусловлен был тем, что пробег автомобиля на начало ресурсных испытаний перевалил за 300 000 километров, и его мотор имел некоторый износ.
По этой же причине (большая наработка двигателя) для испытаний было взято полнозольное масло API SN/CF ACEA A3/B4. Именно оно максимально эффективно будет противостоять процессам окисления, в том числе вызванным попаданием в смазочный материал накопленных в ДВС загрязнений. Об их наличии было указано выше. На скорость окисления масла также будет влиять и количество проникающих в картер мотора газов. Выбор полнозольного масла продиктован и сложными условиями эксплуатации автомобиля-такси. В частности, речь идет о продолжительной работе двигателя на холостом ходу (ожидание клиента, более длительные прогревы зимой и т.д.), что приводит к образованию сажи и попаданию ее в масло.
Первое – их проводил независимый эксперт, который выполняет данную работу для различных производителей смазочных материалов, поставщиков ГСМ, эксплуатирующих организаций и транспортных компаний.
Второе – испытание моторного масла производилось на автомобиле-такси, который принадлежал частной транспортной компании.
Третье – техническую поддержку проекта выполнял независимый сервис, который использует для обслуживания машин масла иных производителей. Интерес СТО – оценка качества и ресурса нового для них смазочного материала.
Четвертое – все пробы моторного масла, которые отбирались из картера ДВС, для проведения экспертизы передавались в аккредитованную лабораторию МИЦ ГСМ (г. Москва).
Пятое – для проведения испытаний моторного масла была взята машина такси с пробегом более 300 000 километров, что отражает состояние большинства транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
Шестое – испытания моторного масла проводились в зимний период, когда на смазочный материал приходится большая нагрузка. Именно в таких условиях масло должно показать заложенный в него потенциал: способность противостоять окислению из-за продолжительной работы на холостом ходу и разбавления несгоревшим топливом, уверенный пуск мотора на морозе.
Для того чтобы эксперты могли наблюдать динамику изменения свойств испытываемого моторного масла и строить прогнозы по его остаточному ресурсу, отбор проб выполнялся каждые 2 500 километров пробега. Так как назначенный сервисным центром интервал ТО для автомобиля Kia Cerato составляет 10 000 км, то всего потребовалось выполнить четыре отбора проб.
Важно: после каждого отбора проб масла в объеме 160 мл водитель доводил его уровень в картере мотора до нормы. Канистры масла объемом четыре литра хватило на весь пробег от ТО до ТО – 10 000 километров, с учетом доливки. Это означает, что двигатель практически не расходовал масло на угар, следовательно, он находился в отличном техническом состоянии и имел (несмотря на пробег более 300 000 км) небольшой износ. Низкий расход масла на угар также говорит и о высоком качестве основы моторного масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4.
Для удобства оценки изменения свойств моторного масла в ходе роста его наработки результаты четырех анализов проб сведены в единую таблицу.
Результаты анализа проб моторного масла TAKAYAMA 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4 | ||||
Наработка, км (моточасы) | 2 539 (94) | 5 082 (195) | 7 903 (316) | 9 692 (387) |
Средняя скорость, км/ч | 27 | 26 | 25 | 25 |
Индикаторы износа | ||||
Железо, мг/кг | 18 | 23 | 30 | 40 |
Хром, мг/кг | 0 | 1 | 1 | 1 |
Олово, мг/кг | 1 | 0 | 0 | 0 |
Алюминий, мг/кг | 2 | 3 | 6 | 9 |
Никель, мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 |
Медь, мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свинец, мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 |
Молибден, мг/кг | 179 | 182 | 189 | 194 |
Присадки | ||||
Кальций, мг/кг | 2653 | 2626 | 2707 | 2780 |
Магний, мг/кг | 374 | 365 | 373 | 392 |
Цинк, мг/кг | 902 | 886 | 905 | 949 |
Фосфор, мг/кг | 781 | 763 | 779 | 809 |
Барий, мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 |
Бор, мг/кг | 0 | 0 | 0 | 1 |
Загрязнение | ||||
Кремний, мг/кг | 10 | 15 | 15 | 15 |
Калий, мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 |
Натрий, мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 |
Вода, % | 0 | 0,1 | 0,13 | 0,12 |
Гликоль, % | 0 | 0 | 0 | 0 |
Топливо, % | 0 | 0 | 0 | 0 |
Степень окисления, А/см | 12 | 14 | 17 | 18 |
Степень нитрования, А/см | 9 | 10 | 11 | 12 |
Состояние масла | ||||
Вязкость при 100°С, мм²/с | 13,03 | 12,85 | 12,79 | 13,22 |
Вязкость при 40°С, мм²/с | 79,31 | 78,49 | 78,34 | 84,07 |
Индекс вязкости | 166 | 164 | 164 | 159 |
Щелочное число TBN (ASTM D 4739), мг КОН/г | 9,26 | 8,22 | 7,02 | 6,92 |
Кислотное число TAN, мг КОН/г | 3,02 | 3,37 | 3,95 | 4,11 |
Незначительный разброс данных анализа проб масла продиктован погрешностью лабораторного оборудования.
Поделиться: