Содержание материала:
Мототехника требует своевременного и качественного обслуживания. При этом важно учитывать большое количество факторов при подборе моторного масла для нее. От характеристик моторного масла напрямую зависит ресурс ДВС, а в большинстве случаев качество сцепления и коробки передач. В этой статье рассказываем, как выбрать масло для мотоцикла и на какие нюансы следует обратить внимание.
Особенности. При подборе смазочного материала для мотоцикла в первую очередь стоит помнить о конструкции ДВС и коробки передач. По этому признаку вся мототехника делится на несколько видов. Наиболее распространенный – мотоциклы, квадроциклы и снегоходы, имеющие четырехтактный двигатель, выполненный в едином блоке с коробкой передач. В этом случае коробка, ДВС и сцепление (если оно погружное, «мокрое») имеют общую систему смазки. Здесь масло будет загрязняться не только продуктами износа ДВС и сгорания топливовоздушной смеси. Свою «лепту» внесут фрикционные накладки сцепления и металлическая стружка из коробки передач.
Требования к маслу. Моторное масло для таких байков должно иметь в составе высокоэффективные противоизносные и моющие присадки. Его термоокислительная стабильность должна быть на высоком уровне. Необходима и совместимость с фрикционными накладками всех типов, иначе сцепление будет проскальзывать и быстро выйдет из строя. Отметим, что производители нередко добавляют в моторные масла для техники с интегрированной коробкой передач и «мокрым» сцеплением фрикционные присадки, улучшающие работу сцепления. Это хорошо сказывается на динамике, особенно спортивных байков, бережет фрикционные накладки, обеспечивает качественную передачу момента, но требует сокращения межсервисного пробега.
Особенности мототехники с «сухим» сцеплением. Существуют чуть менее популярные конструкции мототехники, оснащенные четырехтактным ДВС с «сухим» сцеплением. Здесь моторным маслом смазываются коробка передач и цилиндропоршневая группа двигателя. При этом сцепление, как на большинстве автомобилей, работает без масла, что сокращает срок его «жизни», но увеличивает ресурс.
Особенности мототехники с раздельными картерами. Существуют более дорогие в производстве, тяжелые по весу и объемные по конструкции типы мототехники. Их четырехтактный ДВС имеет отдельные картеры для мотора и коробки передач. Как правило, в оба картера заливается моторное масло, нередко одно и то же. Но за счет отсутствия продуктов износа сцепления и коробки двигатель мотоцикла защищен лучше, так как масло, смазывающее цилиндропоршневую группу, меньше загрязняется и деградирует. Соответственно, коробка и сцепление здесь лучше защищены от нагара, шлама и смол. Раздельные картеры значительно повышают ресурс агрегатов и увеличивают межсервисный интервал. Плюсом конструкции является относительная неприхотливость к качеству смазочных материалов. В моторы с раздельными картерами можно залить синтетику, полусинтетику и даже минералку, но только летом и если это разрешено инструкцией по эксплуатации мототехники.
Главная особенность двухтактных двигателей заключается в том, что смазывание узлов трения в цилиндре происходит за счет бензомасляной смеси, сгорающей вместе с топливом. Отметим, что такими ДВС оснащаются не только примитивные мотороллеры, малокубатурные байки, но даже эндуро и кроссовые мотоциклы. Важным отличием масла для двухтактного мотора от 4T является крайне низкая зольность. Такой смазочный материал должен быть устойчив к образованию твердых отложений и большого количества дыма. Масло четырехтактника должно быть стойким на угар, а двухтактное обязано сгорать без остатка, так что о взаимозаменяемости масел 2T и 4T не может быть и речи. Раньше для таких моторов масло с топливом смешивали вручную, теперь на современных двухтактных байках стоят маслобаки, которые подают смазку для автоматического формирования смеси. Интересно, что коробку передач смазывает четырехтактное моторное масло, заливающееся в отдельный картер.
Влияние режима эксплуатации на выбор масла. Высокие обороты и экстремальные нагрузки, характерные для спорта или бездорожья, провоцируют повышенный износ цилиндропоршневой группы. Не лучшим образом они сказываются и на компонентах коробки передач. Высокие термические нагрузки ведут к ухудшению эффективности охлаждения двигателя. Масло быстрее загрязняется и вырабатывает функциональные присадки.
Рекомендации. Для работы в таких условиях рекомендуется применять только высокотехнологичные синтетические масла с повышенным коэффициентом вязкости. Смазочный материал должен обладать высокоэффективными противопенными присадками, иначе задиры и ускоренный износ пар трения неизбежны.Температура вспышки мотоциклетного моторного масла, предназначенного для спортивного байка, должна быть пределах от 210 до 250 градусов, не ниже. От этого параметра зависит стойкость смазки на угар.
Частота замены. Спортивная эксплуатация из-за повышенных нагрузок значительно сокращает межсервисный интервал. Ряд производителей требуют замены моторного масла по достижении 5 моточасов в спортивном или внедорожном режимах, в то время как при дорожной эксплуатации замену масла нужно осуществлять через 150–200 моточасов.
Масла для летнего сезона. Двигатели мототехники испытывают более высокие нагрузки, чем их автомобильные собратья. Смазочный материал тут не может быть слишком жидким, иначе масло будет преждевременно вытеснено из пятна контакта пары трения. Поэтому стоит использовать масла с высокой вязкостью, способной обеспечить надежную защиту пар трения в жару даже на высоких оборотах.
Всесезонные масла. Универсальной и наиболее востребованной группой моторных масел для четырехтактных ДВС мотоциклов являются от 10W и выше. К ним относятся моторные масла классов вязкости 10W-40, 10W-50, 15W-50 и 20W-50 по SAE. Качественное мотоциклетное моторное масло способно обеспечить эффективную защиту пар трения. Смазочные материалы SAE 10W-40 и 10W-50 относятся к группе достаточно текучих масел. В жаркое время года можно отдать предпочтение моторным маслам 15W-50 и 20W-50. Для тяжелых условий эксплуатации стоит брать масло с увеличенным коэффициентом вязкости. Масла 10W-50, 15W-50, 20W-50 относятся к группе высоковязких жидкостей и подходят для спортивных мотоциклов и крупных чопперов. Плотная масляная пленка поможет защитить детали двигателя, коробки и сцепления от сильного износа.
Для двухтактных моторов существует масло классов API TC, JASO FD. Советуем отдавать предпочтение высококачественной синтетике. Это может сохранить ресурс ДВС, избавить компоненты мотора от паразитного нагара и обеспечить повышенную экологичность выхлопа.
Как и для автомобильных двигателей, моторные масла для мототехники могут быть минеральными, полусинтетическими или синтетическими. Наиболее доступные смазочные материалы делаются на базе минеральной основы. Рекомендовать такое масло к применению можно, только если сам производитель двигателя требует заливать именно минералку. В остальных случаях лучше не экономить. Ведь минеральная основа накапливает воду, быстро окисляется, нестабильна по вязкости, имеет высокий коэффициент трения. Также минералка требует частой замены и ускоренно угорает.
Это дорогой и высокотехнологичный продукт, который производится путем глубокой очистки нефтепродуктов и химической модификации его компонентов, а также путем органического синтеза. Такое масло содержит до 60 % полностью синтезированных компонентов, а пакет высокотехнологичных присадок может достигать 25 % от общего объема состава. К преимуществам синтетики относятся высокая стабильность по вязкости, стойкость к окислению, низкий коэффициент трения, низкая испаряемость, повышенная стойкость масляной пленки. Синтетическое масло является хорошим выбором для защиты мотодвигателя.
Полусинтетическое моторное масло – это смесь синтетических и минеральной базовых основ и пакета функциональных присадок. Если вы берете продукцию именитого производителя, она точно защитит двигатель от износа. Такое моторное масло обычно содержит в своем составе до 50 % синтетической базы, что обеспечивает стабильную работу при низких температурах и эффективную защиту при высоких. При этом качественная полусинтетика для мотоцикла обойдется в несколько раз дешевле синтетики. Для дорожной эксплуатации полусинтетика – прекрасный вариант.
SAE. Классификация вязкости моторных масел для мотоциклов, как и для автомобильных, осуществляется по SAE J300. Первая цифра обозначает прокачиваемость состава и проворачиваемость коленвала зимой, вторая указывает на предельную вязкость в прогретом до рабочей температуры моторе. Для российских средних широт вполне подойдет SAE 10W-40, на юге России и при спортивной эксплуатации лучше использовать 10W-50, 15W-50 и 20W-50.
JASO. Одна из наиболее актуальных классификаций мотоциклетных моторных масел – японская JASO. Для четырехтактных моторов подходят МВ, МА-1 и МА-2. Литера M тут обозначает четырехтактный двигатель, а «А-1» и «А-2» характеризуют масла, совместимые с «мокрым» сцеплением, «МВ» – подходят для «сухого» сцепления. Для двухтактных моторов подходят классификации FА, FВ, FС, FD. Наивысшим требованиям отвечает категория FD.
API. Не менее актуальна американская классификация масел по API. Она описывает применимость состава для двигателей определенных поколений, учитывает экологический класс и конструкцию системы очистки выхлопа. Более современные классы API обычно заменяют собой ранние, если иного не рекомендует производитель двигателя.
Вот классификация API для четырехтактных бензиновых ДВС:
Для двухтактного маломощного мотора предписывается смазочный материал API TB и более современный стандарт API TC. Напомним, что при подборе моторного масла для мототехники надо строго следовать официальным рекомендациям производителя.
Если вы хотите, чтобы ваш мотоцикл, квадроцикл или снегоход служили максимально долго, советуем обратить внимание на моторные масла TAKAYAMA. Преимущества масел японского бренда:
Подобрать высококачественное моторное масло для вашего мотоцикла можно по этой ссылке.
Поделиться: