Двигатель мототехники всегда подвержен более интенсивному износу, чем его автомобильный собрат. Поэтому строгое соблюдение регламента обслуживания и грамотный подбор моторного масла для мотоцикла критически важны. В данной статье мы расскажем о том, как правильно подбирать продукцию.
Краткое содержание материала:
Изображение от ArthurHidden на Freepik
Функции моторного масла мотоцикла
- Смазывание. Смазочное средство уменьшает трение и износ механических деталей в двигателе мототехники, при этом имеет целый ряд особенностей, о которых сказано ниже.
- Защита коробки передач. В большинстве мотоциклов коробка передач выполнена единым блоком с двигателем и имеет общую систему смазки. Поэтому мотоциклетное моторное масло должно эффективно противостоять ударным нагрузкам, износу подшипников и обладать достаточной вязкостью для защиты шестерней трансмиссии. Во всесезонные моторные масла добавляют специальные загустители, чтобы состав не был чрезмерно текучим и мог обеспечить достаточную защиту деталей КПП, а также плавное переключение передач.
- Обеспечение штатной работы сцепления. Конструкция с «мокрым» сцеплением, работающим в масляной ванне, для большинства мотоциклов является классической. Моторное масло помогает фрикционам не перегреваться, прокручиваться плавнее, защищает их от сгорания, продлевая срок службы. Во многих мотоциклетных маслах есть специальные присадки, которые помогают удерживать масляную пленку на деталях сцепления, несмотря на очень высокие температуры и обороты. В часть мотоциклетных моторных масел добавляются специфические фрикционные присадки, увеличивающие коэффициент трения дисков сцепления. Это позволяет сделать передачу крутящего момента более эффективной, но сокращает межсервисный интервал замены масла.
- Отведение избыточного тепла. Мототехника работает на повышенных оборотах, что провоцирует выработку тепла более интенсивно, чем в ДВС автомобилей, но система охлаждения мотоцикла заметно компактнее. Поэтому роль мотоциклетного моторного масла в отведении избыточного тепла от пар трения здесь значительно выше. Масло должно обладать повышенной теплоемкостью, высочайшей термоокислительной стабильностью, стойкостью на угар и испарение, а также демонстрировать повышенную температуру вспышки: не менее 210 градусов.
- Очистка и нейтрализация загрязнений. Двигатель мотоцикла за счет высоких оборотов вырабатывает свой ресурс очень интенсивно. Масло должно удерживать в своем объеме загрязнения, образующиеся в процессе трения деталей ДВС и коробки, продукты сгорания топливовоздушной смеси и взвесь выработанного фрикциона сцепления. Все эти загрязнения должны находиться в нейтральном состоянии, чтобы не наносить вред компонентам двигателя, коробки передач и сцепления. Кроме того, масло должно предотвращать образование нагара и отложений. В том числе из-за этого моторное масло в мототехнике следует менять чаще.
- Сохранение ресурса компонентов. В дополнение к перечисленному выше моторное масло мототехники защищает двигатель и коробку от ударных нагрузок, коррозии, нейтрализует водяной конденсат, не позволяет смазке пениться при высоких оборотах, предохраняет от разрушения композитные и резиновые компоненты.
Причины повышенного износа
Практически все мотоциклетные моторы, независимо от того, изготовлены они в Китае, США, Японии или Европе, подвержены более интенсивному износу в сравнении с двигателями автомобилей. Даже самые современные высокотехнологичные инжекторные агрегаты с жидкостным охлаждением и системами нейтрализации выхлопных газов требуют частого обслуживания и применения высококачественного моторного масла. Причины заключаются в условиях эксплуатации «легкого транспорта» и конструктивных особенностях моторов. Ниже приведем только базовые факторы, влияющие на повышенный износ агрегатов мототехники.
- Высокие обороты двигателя. Мотоциклы ценятся за динамику разгона и маневренность. Интенсивный разгон происходит благодаря возможности «раскрутить» двигатель до очень высоких оборотов, что позволяет таким ДВС выдавать большую мощность и развивать высокий крутящий момент при минимальном размере и весе агрегата. В среднем допустимый диапазон на двигателе мотоцикла варьируется в районе 5000−12 000 оборотов в минуту, в зависимости от модели. Для ординарного силового агрегата автомобиля 5000 оборотов в минуту – это уже много, а 12 000 – недостижимый результат. Но постоянная работа на высоких оборотах ведет к увеличенному износу компонентов мотоциклетных двигателей, к повышенному уровню вибрации и экстремальным тепловым нагрузкам.
- Масляное голодание. Высокие обороты могут спровоцировать масляное голодание пар трения двигателя и/или коробки передач мотоцикла. Из-за недостаточной подачи смазки возникают локальный перегрев двигателя, выплавление вкладышей, заедание поршней и колец, деформация головок блока цилиндров, повышенный износ деталей коробки передач. Стоит помнить и о том, что мотоциклетный мотор, постоянно работающий на высоких оборотах, склонен к «масложору». Если использовать недостаточно вязкое масло, защитная пленка на парах трения может рваться при больших оборотах, что очень быстро выводит мотор из строя.
- Недостаточное охлаждение. Может показаться, что ДВС мотоцикла обдувается всеми ветрами, а значит, проблем с охлаждением быть не должно. Но в реальности мотоциклетный силовой агрегат склонен к перегреву из-за постоянной работы на высоких оборотах. Объем жидкостной системы охлаждения мототехники обычно невелик, в связи с чем мотор нередко «живет» на грани перегрева. В конструкциях с воздушным охлаждением ситуация только усугубляется. Повышенные термические нагрузки снижают срок службы моторного масла: оно ускоренно окисляется, а его присадки деградируют. Именно поэтому для обслуживания мототехники рекомендуют использовать качественные полусинтетические или синтетические моторные масла, обладающие улучшенными характеристиками и стабильностью.
- Малый объем системы смазки. В угоду легкости и эффективности объем масляного картера у мотоциклов обычно невелик, что также способствует снижению ресурса моторного масла. Напомним, что моторному маслу мототехники необходимо удерживать в своем объеме разнородные загрязнения, которые, накапливаясь, снижают защитные, смазывающие и моющие характеристики состава. Чем выше обороты, тем больше загрязнений накапливается в моторном масле, тем быстрее идет его окисление и выработка функциональных присадок. С учетом малого объема системы смазки «запаса» у мотоциклетного двигателя, в отличие от автомобильного, нет. Так что за соблюдением регламента замены стоит следить очень тщательно.
- Экстремальные условия эксплуатации. Еще одним фактором, ускоряющим износ компонентов мотора, являются сложные и экстремальные условия, в которых зачастую эксплуатируется мототехника. Ведь чаще всего такой транспорт покупают для гонок, покорения бездорожья, катания по пересеченной местности.
Изображение от freepik
Как часто менять моторное масло в мототехнике
Чтобы нивелировать описанные выше риски и сохранить ресурс двигателя, коробки передач и сцепления, важно регулярно проводить техническое обслуживание. Регламентная замена моторного масла в мотоциклах и квадроциклах осуществляется по моточасам или по пробегу, в зависимости от рекомендаций производителя транспортного средства и режима эксплуатации.
Замена масла по моточасам. Если регламент предусматривает такой вариант, о необходимости обслуживания «расскажет» тахометр или индикатор рабочих часов – Hour Meter. Большинство производителей мотоциклетных двигателей рекомендует менять масло через каждые 150−200 моточасов или раз в год. Для масла Long Life разрешается увеличить интервал до 300 моточасов, но в российских реалиях этого лучше не делать.
Стоит учитывать и условия использования мототехники. К примеру, спортивная езда, зимняя эксплуатация или бездорожье обычно требуют сокращения периодичности замены масла на 20−30 %. Часть производителей требуют менять моторное масло каждые 5 моточасов спортивной эксплуатации. Обязательно изучите руководство к вашему транспорту, чтобы знать, когда проводить обслуживание.
Замена масла по пробегу. Если производитель рекомендует замену по километражу, условия эксплуатации также играют роль. Бездорожье сокращает ресурс обычно на 20−30 %, а спортивная эксплуатация – до 50 %. Обычно замену рекомендуют производить каждые 4000−5000 километров или раз в год. Если вы купили байк с «большим» мотором, стоит менять масло чаще: каждые 3000−4000 километров пробега. Хотя некоторые производители разрешают менять мало не реже 8000−12 000 километров, ключевой тут является фраза «не реже», соответственно, чаще – значит лучше.
Для питбайков и эндуро опытные мастера советуют сократить интервал замены масла до 1500−2000 километров. А если вы купили новый мотоцикл или квадроцикл, первый раз поменяйте масло через 250−300 километров. Потом еще дважды: через каждую 1000 километров. Далее переходим в режим обслуживания, предписанный производителем.
Бывает, что производитель позволяет менять масло как по моточасам, так и по пробегу, тогда лучше ориентироваться именно на моточасы. Показания Hour Meter позволяют точнее определить необходимость обслуживания.
Сколько литров моторного масла купить для мотоцикла
Все зависит от конструкции мотора байка и кубатуры двигателя. Объем масляной системы мототехники всегда указан в техпаспорте. У двухтактных мотоциклов объем заливки масла часто дублируется на заливной пробке маслобака, если байк им оснащен.
Перед покупкой моторного масла обязательно ознакомьтесь с сервисным мануалом вашего мотоцикла, чтобы знать точный объем заливки и спецификации состава. По этой ссылке вы можете ознакомиться со всеми современными спецификациями мотоциклетного моторного масла.
К примеру, для большинства 125-кубовых движков понадобится 900 миллилитров, 300-кубовой байк потребует уже 2 литра моторного масла. В среднем для мототехники следует покупать от 2 до 5 литров, с учетом запаса на доливку.
Инструкция по замене
- Подготовка. Перед заменой обязательно прогрейте двигатель в течение 10−15 минут, чтобы моторное масло стало более текучим. Можно проехать на байке пару километров.
- Убедитесь, что мотоцикл находится на ровной поверхности.
- Снимите защитный кожух, очистите сливной болт и корпус масляного фильтра.
- Подготовьте емкость для слива жидкости, ключи для откручивания сливной пробки и фильтра. А также новое масло, соответствующее рекомендациям производителя.
- Открутите сливную пробку и дайте всему старому маслу стечь. Затем открутите масляный фильтр и замените его новым.
ВАЖНО. Убедитесь, что резьба масляного фильтра, куда заливают масло, чистая. Если на сливном болте есть медная шайба, рекомендуется ее заменить на новую. Если у вас установлен сетчатый масляный фильтр (грубой очистки), его можно вернуть на место повторно после промывки и обязательного просушивания.
- Закрутите сливную пробку, установите новый фильтр и залейте новое масло через заливное отверстие, следуя рекомендациям производителя по объему. Для удобства заливки используйте воронку.
- Заведите двигатель, дайте ему поработать в течение 7 минут. Заглушите ДВС, проверьте уровень масла через 7−10 минут после этого. Доведите уровень до нормы: если масла больше, откачайте часть объема с помощью груши или шприца. Для некоторых байков рекомендуется заливать масло до отметки, расположенной немногим ниже максимального уровня смотрового окошка, поэтому предварительно ознакомьтесь с инструкцией к своему мотоциклу.
Изображение от ArthurHidden на Freepik
Как сохранить ресурс компонентов мотора, коробки и сцепления
Чтобы ваш мотоцикл служил долго, следует строго соблюдать рекомендации по его эксплуатации, своевременно проводить техническое обслуживание и замену моторного масла. При выборе состава отдавайте предпочтение продукции проверенных производителей, таких как японский бренд TAKAYAMA.
Мотоциклетные моторные масла TAKAYAMA соответствуют самым актуальным и строгим международным стандартам и допускам. Они удовлетворяют требованиям японских, китайских, европейских и американских производителей мототехники.
В ассортименте японского бренда Takayama есть полный перечень высококачественных масел для двухтактных и четырехтактных мотоциклетных двигателей.
Высококачественные моторные масла для любых мотоциклов
Например, современное синтетическое моторное масло TAKAYAMA MOTOTEC 7000 20W-50 4T ESTER рекомендовано для четырехтактных двигателей большого и среднего объема, отвечающих требованиям Euro 2, 3, 4 или 5. Оно подходит для моторов, оснащенных системой очистки выхлопных газов, с интегрированной и неинтегрированной коробками передач, а также сцеплением в масляной ванне или «сухим» сцеплением. Совместимо с фрикционными материалами даже на особо мощных мотоциклетных двигателях.
TAKAYAMA MOTOTEC 5000 15W-50 4T ESTER – полусинтетическое моторное масло для высоконагруженных четырехтактных двигателей дорожных и внедорожных мотоциклов, триал, эндуро с интегрированной и неинтегрированной коробками передач, «мокрым» или «сухим» сцеплением. Оно обладает высокими противоизносными свойствами. Уникальная рецептура с добавлением эстеров (сложных эфиров) формирует высокопрочную масляную пленку, обеспечивающую надежную защиту при запуске, высоких нагрузках и длительной работе на повышенных оборотах двигателя. Масло обладает оптимальным коэффициентом трения, обеспечивающим четкую работу «погружного» сцепления.
Полусинтетическое моторное масло TAKAYAMA MOTOTEC 3000 10W-40 4Т предназначено для четырехтактных двигателей дорожных и внедорожных мотоциклов, а также прочей мототехники. Обеспечивает высокую четкость работы сцепления в масляной ванне в двигателях мотоциклов с интегрированной коробкой передач благодаря современному пакету присадок, обладающему совместимостью с фрикционными материалами.
Для двухтактных моторов рекомендовано полусинтетическое моторное масло TAKAYAMA MOTOTEC 1000 2T, разработанное для стандартных и высокофорсированных двухтактных ДВС дорожных и внедорожных мотоциклов, эндуро, мопедов и другой мототехники. Масло отвечает требованиям самой современной категории JASO FD, что позволяет защитить мотор в максимально суровых условиях и на высокоскоростных режимах.
По этой ссылке вы можете ознакомиться со всем ассортиментом моторных масел TAKAYAMA для мототехники и подобрать подходящий продукт именно для вашего транспортного средства.