Top.Mail.Ru
Полезные статьи от TAKAYAMA

Что делать с отработанным моторным маслом: утилизация или переработка?

Опубликовано: 17.03.2025
Время на чтение:
Количество прочтений: 1400

Всё больше владельцев доверяет обслуживание своих автомобилей специализированным сервисам. В том числе и регулярную замену моторного масла. Вопрос – куда при этом девать отработанное масло, или попросту «отработку», у вас не возникает. В лучшем случае вы видите, как механик сливает его в какую-то специальную бочку. Но всё-таки немало людей и сейчас стремятся проводить замену самостоятельно. И тогда проблема с «отработкой» проявляется во всей своей сомнительной красе.

Итак, вы приобрели новенькую канистру моторного масла Takayama, идеально подходящую для вашего автомобиля, всё готово к замене. И тут возникает вопрос – а что делать с отработанным моторным маслом, которое сначала придется сливать из двигателя.

«Лайфхаки» или не очень?

В сети можно найти немало «советов» на тему что можно сделать с отработанным маслом. Читаешь их – и в большинстве случаев волосы шевелятся.

Самая экзотическая из встретившихся «мудростей» – использовать отработанное моторное масло на охоте, для приманки диких кабанов. Да еще и в пропорции 10:1 с соляркой, дизельным топливом. Именно ее запах приманивает животное, а масло используется для объема – рекомендуется заливать в вырытую яму литров 20. Даже не вступая в дискуссии об этичности охоты «ради забавы», сама идея вырыть в диком лесном угодье яму и залить ее «умеренно опасным отходом» – кажется, мягко говоря, варварской.

По российским нормативам отработанные нефтепродукты и смазочные материалы относятся как раз к III классу «умеренно опасные отходы». Свойство таких отходов - «оказание заметного воздействия на окружающую среду», при котором «экосистема может восстановиться примерно за 10 лет при условии устранения источника загрязнения». По расчетам экологов, всего лишь один литр отработанного масла может загрязнить до миллиона (!) литров воды, а образованная таким количеством «отработки» пленка – расползтись в стоячей воде на 1000 квадратных метров, ведь ее толщина – всего 0,01 мм. Упомянутые выше 20 литров отработки способны сделать непригодной для существования растений и микрофлоры до 10 тонн почвы! Входящие в состав нефтепродуктов соединения углеводорода и сероводорода опасны для самых разных систем живых организмов, для человека они выполняют функции канцерогенов. Ничего себе «поохотились»?

Часто можно встретить рекомендацию использовать отработку для защитной пропитки деревянных построек, изделий из древесины. Да, действительно подобная защита поможет справиться с воздействием насекомых-вредителей, грибка и плесени, влаги. Но есть и серьезный негатив, и о нем упоминают даже сами «советчики». Использовать этот метод для жилых зданий вообще не стоит – слишком долго выветривается специфический, неприятный запах. А, значит – присутствуют вредные испарения. К тому же отработанное масло долгий период после обработки дерева остается очень пожароопасным. Даже для хозяйственных построек такая перспектива выглядит не особо привлекательной. Тем более, в XXI веке достаточно хорош выбор специальных пропиточных жидкостей, у которых вопрос пожаробезопасности продуман на уровне стандартов. Вот «безобидные» черенки лопат и прочего садового инвентаря так защитить можно. Только всё равно дать «вылежаться», чтобы вредные испарения ушли.

Из этой же серии и распространенный «гаражный совет» использовать отработанное масло для защиты дверных порогов автомобиля и других полостей кузова от ржавчины. Существует даже мнение, что такая защита «действует пять лет». Увы, реальная логика оценки этого совета отличается от предыдущего не многим. Так же какое-то время будут присутствовать запах и вредные испарения. Вдобавок, автомобиль и так обладает достаточно высокой пожароопасностью, а в скрытых полостях масло будет сохранять повышенный риск воспламенения достаточно долго. Так что оно вам надо? Опять же, при наличии огромного выбора современных, безопасных и достаточно надежных антикоррозионных материалов.

Более реальные возможности

Гораздо меньше сомнений – в использовании отработки для защиты металлических деталей и сочленений. Обработать замочную скважину, щеколду в сарае или петлю на воротах, тиски в мастерской, велосипедную цепь – да, эффективно. Нужно тут смазочного материала немного, вредными испарениями не надышишься, пожароопасность минимальна. Но только не стоит с таким же оптимизмом пытаться смазать достаточно точный шарнир, патрон дрели или цангу станка, или цепь бензопилы. В отработке неизбежно наличие сгустков и микрочастиц металла, и в деликатных случаях - особенно, если присутствуют не только поверхности, но и масляные каналы - это может навредить. Так что в этих случаях масло нужно свежее.

Еще один «безобидный» вариант использования отработки, рассказы о котором можно найти в сети – использования масла для чернения («воронения») металла или его закалки, когда раскаленный металл остужается в масляной среде. Технически это, действительно, возможно. И в кустарных условиях, для небольших деталей или инструментов, накалить которые можно на газовой горелке – так действительно делают. Но наличие примесей в отработке может привести к неравномерному эффекту, а получившееся покрытие всё равно будет менее стойким, чем возникает при профессиональной, «классической» обработке. При этом в данном случае речь идет именно об использовании отработки. Ответа на вопрос – как от нее избавиться после даже такого использования – тут не звучит.

Достаточно распространенным способом избавления от отработанного масла стало его применение как топлива для котлов или, в смеси с соляркой, тепловых пушек. Нюансы есть и здесь. Из-за выделения очень вредных составляющих в дыме подобное оборудование использовать для обогрева помещений, где подолгу находятся люди или животные, нельзя. К тому же бытовые отопительные устройства не достигают столь высоких температур, как способные сжечь масло практически без остатка промышленные, и в котле или печи остается какое-то количество смол. Тоже, мягко говоря, не самых безвредных.

Переработка как решение вопроса

Так что наиболее разумным выходом представляется всё-таки не искать отработанному маслу всяческие экзотические применения, и тем более уж – не просто сливать его где-нибудь в укромном месте. А постараться сдать в переработку. Простой поиск в интернете показывает, что практически во всех более-менее крупных населенных пунктах работают специальные компании, принимающие отработанные масла, или их филиалы. Более того – они не просто принимают отходы масел, они их выкупают. Да, деньги за небольшие объемы скорее символические, но всё-таки… А накапливать «промышленные объемы» отработки для сдачи и не надо – скупается часто даже «от 10 литров».

Как вариант – попробовать договориться с каким-нибудь автосервисом, ведь они по закону обязаны иметь договора с лицензированными компаниями по утилизации опасных отходов. Но только с таким, который имеет связи именно со скупщиками отработки, а не сам платит за вывоз этих отходов, как за услугу – иначе зачем ему еще и ваша «нагрузка».

Какие же существуют возможности применения отработанного масла? Промышленная переработка дает несколько таких возможностей:

  • После очистки (фильтрации) отработки – такое масло можно использовать в малонагруженных, не очень требовательных двигателях
  • В ходе переработки отработанного моторного масла можно выделить вполне еще качественные составляющие, пригодные для использования при изготовлении новых масел
  • Очищенное отработанное масло может подойти как жидкость для некоторых типов гидравлического оборудования или смазка для не требовательных промышленных агрегатов
  • Отходы масла могут быть использованы как пластификатор для битума
  • Отходы масла, не подлежащие переработке, могут быть использованы как топливо для промышленных, высокотемпературных печей

Приятная с точки зрения экологии статистика – в наши дни переработке подвергается до 95% отработанного моторного масла. Причем в России более 20% перерабатывается именно для повторного использования «по прямому назначению». А в европейских странах эта доля превышает половину. Бренд Takayama выступает за бережное отношение к окружающей среде. Поэтому мы считаем, что правильный ответ на вопрос «как утилизировать отработанное моторное масло?» – это сдать его на переработку. А маленькую баночку при этом можно и оставить себе – мало ли где замочную скважину или дверную петлю смазать пригодится.


Поделиться:

Проверено: 17.03.2025

JCI Corporation

Технический специалист JCI Corporation

Оцените материал!

(1 голос, в среднем 3 из 5)

Читайте также

Какое моторное масло заливать в TOYOTA RAV4?
Какое моторное масло заливать в TOYOTA RAV4?

Полноприводный внедорожник Toyota RAV 4 выпускается еще с 1994 года. За прошедшее время модель претерпела множество модернизаций, по состоянию на 2...

29.11.2021

Масла и антифризы TAKAYAMA для Chery Tiggo 7 Pro
Масла и антифризы TAKAYAMA для Chery Tiggo 7 Pro

Среди китайских автопроизводителей, которые сделали мощный рывок в завоевании российского рынка, заметных успехов достигла компания Chery.

09.02.2023

Синтетическое японское масло
Синтетическое японское масло

Моторные масла на синтетической основе производятся методом химического синтеза. Такие материалы по многим показателям превосходят минеральные и по...

01.03.2021

Какое моторное масло заливать в Honda CR-V?
Какое моторное масло заливать в Honda CR-V?

Кроссовер Honda CR-V производится с 1995 года и является одним из самых популярных в своем сегменте. Эта модель конкурирует с Toyota RAV4, Outlande...

12.12.2021

Ресурсные испытания моторного масла TAKAYAMA
Ресурсные испытания моторного масла TAKAYAMA

Масло TAKAYAMA с наработкой 9 692 километра и 387 моточасов – что с ним стало?

05.12.2023

Какое моторное масло заливать в Mitsubishi Outlander?
Какое моторное масло заливать в Mitsubishi Outlander?

Внедорожники Mitsubishi Outlander выпускаются японской компанией с 2003 года. За прошедший период автомобиль претерпел ряд изменений, по состоянию ...

12.12.2021

Все статьи